Содержание
Дети с нарушением слуха встречаются не так редко, как может показаться на первый взгляд: согласно статистике, на каждую тысячу детей рождается два ребенка с тугоухостью или глухотой. Наука на месте не стоит, а потому при вовремя обнаруженной патологии в большинстве случаев есть возможность принять меры, способные остановить снижение слуха, а в некоторых ситуациях – даже восстановить его.
Если нет такой возможности, современные программы реабилитации помогают ребенку адаптироваться в обществе.
Почему малыш не слышит?
Нарушение слуха у детей, а именно так называют патологию, когда слуховой аппарат человека полностью или частично неспособен различать звуки и частоты, может быть врожденным или приобретенным недугом.
Причины нарушения слуха могут быть разными, среди них выделяют:
- наследственность (особенно риск возрастает, если мать и отец имеют нарушения слуха),
- инфекционное заболевание при беременности,
- прием во время беременности запрещенных препаратов,
- неправильный образ жизни матери (алкоголизм, курение),
- родовые травмы черепа, врожденные анатомические дефекты,
- преждевременные роды, при которых вес малыша не превышает полутора килограмм (из-за слишком раннего появления на свет слуховой аппарат, как и многие органы, не успели полностью сформироваться),
В более взрослом возрасте, когда ребенок пошел в детский сад, или у школьника, причиной снижения слуха являются инфекционные недуги (грипп, менингит), болезни внутреннего уха, воспаление слухового нерва. Снизить остроту слуха способны травмы черепа, особенно в области уха. Иногда нарушение слуха может быть реакцией на некоторые лекарственные препараты.
Частой проблемой, с которой сталкиваются родители школьника, является его желание постоянно включать громкую музыку. Это также может привести к стойкому снижению слуха: продолжительное влияние сильных звуков негативно влияет на неокрепший слуховой аппарат ребенка.
Как обнаружить тугоухость у детей
Фонетическое нарушение слуха, то есть способность слышать и анализировать речь, явно заметно лишь после двухлетнего возраста, когда речь малыша становится осознанной и хорошо различимой. До этого времени проблему можно определить лишь после специального обследования.
Причем сделать это надо своевременно: тугоухие дети, и тем более – страдающие глухотой, из-за отсутствия возможности получать слуховую информацию не только оказываются неспособны говорить и выражать свои мысли, но также могут иметь проблемы в умственном развитии.
Поэтому родители должны наблюдать за реакцией малыша на звуки разной громкости уже с первых дней появления на свет. Некоторые ученые считают, что ребенок слышит уже в утробе матери, а голос матери его убаюкивает почти с первых дней.
Поэтому необходимо обратить внимание, выполняет ли малыш действия, которые говорят о том, что он хорошо распознает звуки. Это можно определить по следующим действиям:
- на громкие звуки малыш реагирует криком или широко раскрытыми глазами,
- малыш реагирует на материнский голос,
- в четыре месяца поворачивает голову, когда слышит голоса, а также звуки, что издают игрушки,
- после полутора месяцев начинает производить звуки, к году хорошо произносит гласные.
Если к шести месяцам становится очевидно, что малыш на звуки не реагирует – это повод насторожиться и пройти обследование. Вероятность, что у него проблемы со слышимостью велика.
Читайте также: Чистим уши с помощью перекиси водорода.
Обнаружить нарушение фонематического слуха у старших детей также непросто: школьники, которые нормально слышали, по мере утраты слуха научились читать по губам, поэтому особого дискомфорта не ощущают.
Взрослых обязательно должно насторожить, если ребенок слушает музыку или телевизор на все более увеличивающейся громкости, и не отвечает на вопросы, если повернулся к собеседнику спиной или пребывает в другом помещении. Обнаружив эти симптомы, нужно обратиться к лору, который осмотрит школьника, проведет обследование и назначит лечение.
Стадии тугоухости
Установив нарушение слуха, очень важно точно определить степень заболевания, для чего нужно сделать диагностику. Такая классификация необходима не только, чтобы назначить наиболее эффективный метод лечения, но и определить, как наиболее эффективно помочь ребенку адаптироваться в обществе. Когда малыш достигнет школьного возраста, правильная диагностика поможет правильно подобрать школу, класс, программу обучения.
Формы и способы воспитания при обучении слабослышащего ребенка во многом зависят от степени восприятия звуков. Способен ли он их слышать, на какой громкости, насколько глубоко поражение органов слуха: плохой слух лишь затрудняет речевое общение, или нарушение фонематического слуха настолько глубоко, что полностью исключает возможность воспринимать речь.
Ученые классифицируют две группы детей с заболеванием орган слуха: тугоухие и глухие. Тугоухие или слабослышащие дети звуки улавливать способны. У детей младшего возраста затруднено речевое развитие, но самостоятельно осваивать слова они способны. Насколько именно, зависит от степени недуга, которая устанавливается после специальной диагностики. Классификация предусматривает четыре вида тугоухости:
- Первая стадия – порог слышимости (так называют минимальную величину звукового давления, когда человек улавливает звуки) составляет от 20 до 40 дБ. На этой стадии ребенок способен различить речь на расстоянии шести-восьми шагов. На этой стадии лечение успешно, слух в девяноста процентах случаев удается восстановить полностью.
- Вторая стадия – порог слышимости составляет от 50 до 55 дБ. Школьник способен различить речь на расстоянии от четырех до шести метров. Эта стадия тугоухости лечению также поддается, но слух полностью не восстанавливается.
- Третья стадия – порог слышимости составляет от 55 до 60 дБ. Характеризуется тем, что ребенок способен различить речь на расстоянии, не превышающем метра. Детям на этой стадии дают инвалидность.
- Четвертая стадия – порог слышимости превышает 60 дБ. Речь различается лишь на расстоянии двадцати сантиметров от уха. Имеет тенденцию прогрессировать и приводит к глухоте.
Глухими называют детей, которые неспособны слышать, анализировать речь и самостоятельно её осваивать. В свою очередь, глухих малышей и школьников классифицируют по двум типам.
К первому относят рано оглохших детей, которые потеряли способность воспринимать звуки до того, как начали говорить (иногда такие дети способны услышать очень громкий и резкий звук). Второй тип – дети, которые утратили способность слышать после того, как научились говорить (обычно в результате болезни или травмы). В этом случае есть шанс сохранить речь ребёнка, если родители будут с ним постоянно заниматься, закрепляя выученные слова и обучая чтению по губам.
Читайте также: Полидекса или Изофра: разница и отличия между ними
Некоторые врачи, говоря о глухоте, выделяют случаи, когда малыши способны различать согласные и гласные звуки, при этом есть дети, которые способны слышать лишь некоторые гласные и некоторые согласные. Иногда бывает так, что дети не в состоянии разбирать речь, но резкие звуки слышат (гром, звонок в двери). Также есть дети полностью глухие, неспособные различать ни речь, ни другие звуки.
Обучение детей
Глухие и тугоухие дети отстают от своих ровесников в развитии на два-три года, поэтому обучение детей с нарушением слуха проходит в специализированных школах. Причем воспитание предусматривает пребывание в них также после уроков, поскольку очень важно, чтобы имеющие проблемы со слухом дети проводили время с ровесниками. В противном случае ребенок, ощущая свою неполноценность, может закрыться в себе, проявлять постоянную раздражительность, агрессию, и его необходимо будет показать психологу.
Нередко бывает так, что тугоухие дети, оказавшись в подобном заведении, через некоторое время адаптируются, они начинают говорить, появляется словесная память, улучшается мышление. В результате они возвращаются к нормальной жизни и даже переходят в обычную школу. Это происходит благодаря специальным методикам, когда школьников учат чтению по губам, что в сочетании со слуховым аппаратом (рекомендуется уже на второй стадии) дает возможность детям не ощущать своей неполноценности.
Способность усвоить речь во многом зависит от стадии тугоухости: чем меньше ребёнок слышит, тем хуже говорит. Если малыш глухой от рождения, или утратил слух до двух лет, он будет глухонемым. Такие дети проходят специальное обучение у сурдопедагога. Частичная утрата слуха в возрасте трех лет вызывает задержку и недоразвитие речи.
Если потеря слуха произошла после трех лет, речь ребенка можно полностью сохранить, если с ним сразу начнет заниматься специалист. Тугоухость в шестилетнем возрасте сильно испортит речь школьника, но в срочной помощи он не нуждается, хоть без помощи врача не обойтись.
Дети, утратившие слух в школьном возрасте, значительно отличаются от тех, у кого глухота наступила в младенчестве. Несмотря на нарушение слуха, школьники хорошо владеют речью, умеют общаться, и поступают в специальные школы, чтобы их научили читать по губам.
Лечение слуха
Если проблемы со слухом обнаружены на начальном этапе заболевания, прежде всего, лечат причину, которая вызывала недуг. Например, если причина в среднем отите (воспаление среднего уха), врач выписывает антибактериальные препараты, антибиотики для профилактики гнойного воспаления, которое при осложнении может спровоцировать воспаление внутреннего уха (лабиринтит).
Этот недуг опасен тем, что гной, попавший во внутреннюю часть уха, разрушает его клетки. В том числе и те, что отвечают за распознавание звуков и их преобразование в нервные импульсы. Восстановлению эти клетки не подлежат, поэтому очень важно не допустить осложнений после отита.
Если недуг остановить не удалось, тугоухость развивается, лечению не поддается, чтобы упростить ребенку жизнь, нужно приобрести слуховой аппарат. Выбирать устройство нужно тщательно, внимательно изучив его свойства и характеристики. Не стоит гнаться за дешевыми моделями: они не способны передать звуки в той полноте, что более дорогие устройства. Хороший специалист поможет подобрать оптимальный вариант, который поможет ребенку хорошо слышать и эффективно общаться.
Читайте также: Диаскинтест – что это такое, как проводить, норма, противопоказания
В крайнем случае, если ребенок вовсе не слышит, врач может предложить кохлеарную имплантацию, которая предусматривает установку слухового протеза, часть которого вживляют во внутреннее ухо. Операция эта дорогая, не все родители могут потянуть, кроме того, после операции и периода реабилитации устройство нужно раз в полгода настраивать, периодически менять, поскольку со временем аппарат выходит из строя.
Поэтому специалисты советуют родителям, если диагностика показала, что дети имеют остатки слуха, от кохлеарной имплантации отказаться в пользу слухового аппарата.
Должная профилактика
Чтобы свести к минимуму риск развития тугоухости у ребенка, родителям нужно тщательно следить за его здоровьем. Если малыш переболел инфекционным недугом (гриппом, гайморитом, фронтитом), которые дали осложнение на уши, в дальнейшем нужно максимально обезопасить его от повторных заболеваний. При рецидиве недуга, во избежание осложнений, сразу же обращаться к врачу.
Обязательно надо следить за тем, чтобы в уши ребенка не попала вода. Это может вызывать нагноение в слуховом канале и привести к наружному отиту. Также нужно иметь в виду, что вода может попасть и в среднее ухо, если малыш зачерпнет воду носом или во время лечения при промывании носа специальным раствором.
Дело в том, что маленькие дети имеют очень короткую и более широкую евстахиеву трубу, что объединяет среднее ухо с носоглоткой и по которой в среднюю часть уха поступает воздух.
Если вода проникнет в среднее ухо, она станет причиной воспалительных процессов, которые могут привести к развитию гнойного отита. При осложнении гной может прорваться наружу и разорвать барабанную перепонку. Хоть со временем она заживает, шрам на мембране сказывается на остроте слуха.
Может быть и другой вариант, когда гной прорвется во внутреннее ухо и разрушит его структуру, результатом чего будет необратимая тугоухость. Стоит заметить, что вода – лишь одна из причин гнойного среднего отита: осложнения в результате инфекционных заболевания также могут повлиять на нарушение слуха.
Очень важно с ранних лет научить малыша правильно ухаживать за ушами. Обязательно нужно объяснить, что ватные палочки, а также другие предметы нельзя засовывать в слуховой канал, в противном случае можно травмировать ухо и барабанную перепонку. Дергать за ушные раковины, а также совершать другие механические воздействия на уши, нельзя, чтобы избежать их травмирования.
Уши малыша от шумовых нагрузок необходимо защищать с раннего возраста. Если квартира расположена возле трассы, шумных предприятий, аэропорта, в квартире необходимо сделать хорошую звукоизоляцию. В подростковом возрасте многие школьники увлекаются прослушиванием громкой музыки.
Это надо иметь в виду, и постараться объяснить ребенку, к чему это может привести. Также опасны наушники, прослушивание громкой музыки в которых может спровоцировать акустическую травму и разрыв барабанной перепонки.