Логопедический массаж: основные виды и рекомендации к применению

Как известно, все в человеке взаимосвязано: все органы, все системы, ткани представляют собой единое целое. Ни одна проблема, которая возникает в нашем организме, не может быть рассмотрена локально. Это касается и речи. Значительные проблемы речевого аппарата не решаются одними артикуляционными коррекциями и дыхательной гимнастикой. Здесь необходим логопедический массаж. На сегодняшний день известно достаточное количество различных методик проведения логомассажа. Рассмотрим сегодня технику и методику проведения, которую в дальнейшем возможно проводить в домашних условиях.

Основная роль логомассажа

Процедура представляет собой некий механизм, запустив который, изменяется состояние мышц, нервных окончаний, тканей и сосудов речевого аппарата. Данная процедура обусловлена одной из техник, которая нормализует стороны произносительности речи, а также эмоциональное состояние лица, которое несомненно страдает при нарушениях речевого аппарата.

Зачастую, массаж применяют при дизартрии, а также при стертых ее формах – это заикание и нарушение голоса.

В целом, процедура оказывает положительное воздействие на весь организм. Восстанавливается секреторная функция кожи, улучшается лимфо- и кровообращение. В процессе этого можно наблюдать значительное улучшение обменных процессов. Под воздействием массажных приемов происходит газообмен между кровью и тканями. Происходит своеобразная кислородная терапия.

Рефлекторное воздействие, благодаря приемам, сказывается на всей лимфатической системе, значительно улучшая функцию сосудов. Мышечная система существенно подвергается изменениям: эластичность мышечных волокон повышается, увеличивается работоспособность мышц, повышается сила сократительной функции. Стоит помнить, что между силой воздействия и проводимыми приемами существует зависимость. В зависимости от того, какого эффекта вы хотите добиться, расслабления или возбудимости, выполняются разные приемы с разной степенью интенсивности.

Таким образом, логотерапия положительно влияет на весь организм в целом, в значительной степени положительно воздействуя на мышечную и нервную систему, которые играют одну из главных ролей в речедвигательном процессе.

Можно устранить проблемы с речевым аппаратом

Основные задачи

  • Восстановление тонуса мышц артикуляционного аппарата и уменьшение дефектов артикуляционной мускулатуры.
  • Устранение недостатков сократительной способности путем воздействия на группу мышц, которые участвуют в работе периферического речевого аппарата.
  • Укрепление глоточного рефлекса.
  • Подготовка органов артикуляции к формированию произвольных движений.

Противопоказания

Данную процедуру нельзя выполнять при выявлении следующих заболеваний:

  • Инфекционные заболевания
  • Заболевания кожного покрова
  • Стоматит
  • Конъюнктивит
  • Судороги

Массаж необходимо проводить в теплом, хорошо проветриваемом помещении. Как правило, процедуру проводят циклами по 15-20 сеансов, с перерывами через день. Через месяц сеансы можно повторить. В некоторых случаях, когда массаж нельзя проводить так часто, выполняют процедуру реже, но с более длительным временем.

В зависимости от того, сколько лет ребенку, какой степени выявлено нарушение, а также с учетом индивидуальных особенностей варьируется длительность процедуры. Начальные сеансы проводят от 2-х до 5-и минут, конечные – до 20-ти минут.

Основные виды

Классический ручной массаж выполняется несколькими методиками: лечебный классический, точечный, аппаратный.

Лечебный массаж выполняется непосредственно на поврежденном участке или вблизи него, без учета рефлекторного воздействия. Выполняется поглаживание, растирание, разминание и вибрация – основные приемы массажа.

Для выполнения данного вида используют щетки с мягкой щетиной или шпатели.

Точечный массаж локально воздействует на биологически активные точки, оказывая расслабляющее или стимулирующее действие.

Аппаратный выполняется с помощью вибрационных, вакуумный и других приборов.

Ребенок может выполнять массаж и самостоятельно. Самомассаж заключается в разминании лица руками, разминании языка с помощью зубов.

Можно выполнять процедуру в домашних условиях

Рекомендации к применению расслабляющего массажа

Его выполняют для уменьшения повышенного тонуса речевых мышц. С помощью лицевого массирования формируется мимические средства общения, а также развитие оральной сферы, которая принимает активное участие для нормального питания ребенка и развития речевого аппарата. Ребенок должен принять такое положение, в котором бы тонические рефлексы проявлялись в минимальном объеме.

Расслабление мышц шеи

  1. Перед тем, как начать выполнение массирования артикуляционной мускулатуры, необходимо добиться расслабления мышц шеи. Ребенок должен лечь на спину или полусидя таким образом, чтобы голова свешивалась назад.
  2. Голову ребенка нужно придерживать сзади одной рукой, второй начать выполнение круговых движений по часовой стрелке, а потом против.
  3. Далее начинаем медленно и осторожно поворачивать голову ребенка в стороны и производить покачивания вперед и назад (5 раз).

Расслабление данных мышц способствует расслаблению корня языка. Чтобы достичь эффекта расслабления оральной мускулатуры, выполняются легкие поглаживания и похлопывания мышц шеи, лица, губ. Движения должны быть легкими, мягкими, от периферии к центру. Повторять каждое движение следует 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры

  1. Расслабление этой группы мышц выполняется с поглаживаний области лба, двигаясь от центра к вискам.
  2. Затем следуют поглаживания от бровей к волосистой части.
  3. Поглаживания бровей от переносицы в стороны.
  4. Легкие поглаживания от боковой линии лба, двигаясь по щекам к подбородку.
  5. Легкие незначительные пощипывания по нижней части челюсти.

Расслабление губной мускулатуры

  1. Расслабление данной группы мышц производится за счет поглаживаний в области губ.
  2. Поглаживания от уголков рта к центру, как верхней, так и нижней губы.
  3. Легкое поглаживание носогубных складок от крыльев носа к уголкам рта.
  4. Легкое постукивание губ подушечками пальцев.
  5. Если имеется асимметрия лицевой мускулатуры, большее число массажных движений осуществляется на пораженной стороне.

 Рекомендации к применению стимулирующего массажа артикуляционной мускулатуры

Данные приемы выполняются с целью укрепления мышечного тонуса. Приемы выполняются в быстром и энергичном темпе. Движения проводятся от центра к периферии. Используются такие приемы как поглаживание, растирание, разминание, пощипывание. После первых 5-ти более слабых приемов, сила воздействия нарастает. Каждое движение повторяется 10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры

  1. Укрепление происходит с поглаживания лба, от центра к вискам.
  2. Поглаживание бровей.
  3. Ритмичное поглаживание щек от подбородка к ушам.
  4. Разминание скуловой мышцы, которое производится спиралевидными движениями.
  5. Пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры

Укрепление губной мускулатуры выполняется за счет легкого поглаживания и пощипывания области губ.

Массаж язычной мускулатуры

Данную процедуру нужно выполнять до еды или через 1,5 часа после еды. Пациент должен принять положение лежа.

Сначала выполняется массаж десен путем горизонтальных движений по одной стороне десны. Во время движений сильно усиливается слюноотделение, поэтому дайте ребенку возможность проглотить слюну. Далее выполняются аналогичные движения по другой стороне десны. За ними следуют вертикальные движения.

Небо необходимо массировать пальцем по средней линии, с легким приподниманием мягкого неба. Данное движение нужно повторить 10-15 раз.

За небом следует массирование языка. Выполняются такие приемы, как поглаживание, похлопывание, вибрация. Массировать нужно в направлении спереди-назад до зоны рвотного рефлекса.

Всегда нужно следить за поведением и состояние ребенка во время процедуры. Если он настроен негативно, используйте различные отвлекающие маневры: песенки, игрушки, стишки. Ребенок обязательно почувствует ваш настрой и успокоится.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации